Постановления

Сертификация

Метрология

Стандартизация

Обмен опытом

Нормативные документы



Геннадий Воронин: Не вводите в заблуждение Президента России

Автор статьи - Воронин Геннадий Петрович - Президент Всероссийской организации качества, Председатель Комитета ТПП РФ по качеству продукции, доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор

22 декабря 2009 г. исполнилось семь лет с момента принятия Федерального закона «О техническом регулировании». Этот закон в силу своей широчайшей области распространения, с одной стороны, привлек огромное внимание научно-технической общественности и промышленности, а, с другой, – оказался практически не работающим. И действительно, идеализированная картина появления исчерпывающих, самодостаточных технических регламентов – законов, по которым можно выпускать продукцию, строить объекты недвижимости, развивать технологические процессы, подтверждать их соответствие и проводить государственный контроль и надзор за ними, полностью провалилась.

На заседании Президиума Государственного Совета по вопросу инновационного развития транспортного комплекса в Ульяновске 24 ноября 2009 г. Президент России Д.А. Медведев оценил результаты применения закона следующим образом: «И в отношении технического регулирования… Здесь беда какая-то просто, я просто не знаю, что делать с этим… Может быть, отказаться от этого закона? Он не работает. Наша попытка создать стройную систему технического регулирования ничем не закончилась. Мы не можем принять эти решения в том порядке, в котором это вытекает из закона… Если нужно будет отменить закон, пожалуйста, я его отменю».

Получается, что закон, который на протяжении семи лет находится в перманентном состоянии доработки (в настоящее время принято семь изменений к нему и готовятся новые изменения), который не учитывает ни интересы реального сектора экономики, ни международный опыт, никому не нужен. Все семь лет переходного периода в стране работали правила и процедуры, установленные до принятия закона. Промышленность выпускала продукцию по национальным стандартам, ставшим преемниками государственных стандартов, а также по отраслевым стандартам и техническим условиям, не предусмотренным законом. Здания строились по СНиПам, по специальным ТУ, по региональным и местным документам. Самолеты разрабатывались по федеральным авиационным правилам… Жизнь обходила этот закон стороной.

Но ведь это абсолютно ненормальная ситуация! Потому что со стороны государства пустить на самотек вопросы обеспечения безопасности в стране, упустить такие инструменты обеспечения любых государственных социально-экономических задач, как стандарты, нормативы и процедуры их задания и соблюдения, – это значит полностью самоустраниться от решения этих задач и выполнения своей основной роли – обеспечения безопасности своих граждан, безопасности продукции и инфраструктуры.

Также абсолютно ненормально не замечать в течение семи лет системные недостатки закона и организационной системы его реализации. Во исполнение ФЗ Правительством РФ за прошедшее время было принято пять программ разработки технических регламентов, финансируемых из средств федерального бюджета. Ни одна из перечисленных программ не была выполнена. О неэффективности всей деятельности по техническому регулированию свидетельствует тот факт, что, по состоянию на 1 января 2009 г., принято лишь 15 технических регламентов, и только 8 из них значатся в названных выше программах. Говорить о том, что процедура принятия регламентов очень длительная, и не замечать того, что принятые технические регламенты не работают, а если и применяются, то вопреки интересам целых отраслей потребителей продукции, – значит зарывать голову в песок и множить ошибки, которые приведут к серьезным последствиям в области безопасности и конкурентоспособности продукции, да и экономики в целом.

 








 

Спонсоры:



Предоставленная информация содержит ознакомительный характер.