Постановления

Сертификация

Метрология

Стандартизация

Обмен опытом

Нормативные документы



Монстр из красивой баночки

Очень часто парфюмерия одной и той же марки, купленная в стране производителя,  в Duty free и в обычном магазине, кардинально отличается. "Росбалт" попытался разобраться, почему специалисты советуют покупать косметику только из первых партий и какого "черта" может выпустить обычная баночка с кремом.

Рынок косметики и парфюмерии традиционно считается опасным, и при этом одним из самых больших: его годовой объем составляет более $10 млрд. Человек может отказаться от новой квартиры, машины, но от крема, духов и зубной пасты он не откажется никогда. При этом, по данным различных маркетинговых исследований, в России доля поддельной (контрафактной, фальсифицированной или просто некачественной) продукции оценивается от 10 до 25%.

Однако эксперты, с другой стороны, говорят о том, что за последние годы (по сравнению с диким рынком 90-х) на парфюмерно-косметических полях наступило относительное затишье. То есть ужас, конечно, но не "ужас-ужас".

"Контрафакта много, что скрывать. И подделки, и просто некачественная продукция встречаются и сейчас повсеместно, причем нарваться на такой продукт можно и в приличном сетевом магазине, и в крупном универмаге. Не говоря уж о мелких лавочках, - сообщила "Росбалту" руководитель группы испытаний парфюмерно-косметических товаров испытательной лаборатории "Петербург-Экспертиза" СПб ГУ "Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг" Валентина Кондрашова. - Причем практически невозможно сказать точно, что продукция, полученная вот через этого поставщика, будет отличной, а через другого — поддельной. Потому что часто даже сами поставщики, теоретически уверенные в своем производителе, не догадываются, что поставляют что-то "не то".

По словам специалистов, по большому счету вся парфюмерия и косметика делается примерно одинаково, то есть из одних и тех же ингредиентов, консервантов, красителей и пр. Другой вопрос — как она делается?

"Когда мы испытываем продукцию — причем неважно, принес ли ее недовольный качеством покупатель или отдал на исследование сам производитель, желающий получить сертификат, — то часто приходим в ужас: там можно встретить и грубые отклонения по микробиологическим показателям (например, плесень, дрожжи и пр.), и недопустимые составляющие. Причем часто бывает, что процент отклонений по микробиологии просто зашкаливает, - говорит Кондрашова. - В основном, речь идет именно о добросовестных поставщиках (о "подпольщиках" мы здесь говорить не будем — покупать нежный товар на развалах может только очень безответственный человек — Ред.). Это означает, что был грубо нарушен производственный процесс: использовано некачественное сырье, просроченные составляющие, низкий контроль производства. Огромное значение имеет и человеческий фактор".

По мнению экспертов, сейчас это общая тенденция рынка: сделать больше, быстрее и часто даже в ущерб качеству. Как образно говорят специалисты, если раньше изготавливали, например, пальто, то шили его на годы, и сносу ему действительно не было. Сейчас качество товаров оставляет желать лучшего: год, максимум - два. То же самое и на рынке косметики и парфюмерии. Причем если в собственных странах производители еще как-то "держат фасон" и следят за честью марки, то в нашу страну, воспринимаемую как страну "третьего мира", можно в прямом и перенесном смысле "слить" все, что негоже.

"Помните, несколько лет назад в Петербурге был громкий скандал, когда чуть ли не во все парфюмерно-косметические магазины один очень известный производитель поставил популярный шампунь, который откровенно расслоился и дурно пах? - вспоминает Кондрашова. - Потом выяснилось, что нам поставили просроченную партию — чтобы не выливать в помойку. А делали этот шампунь не где-то в подвале, а на том же производстве, где и прочую продукцию уважаемой марки".

Очень трудно однозначно сказать, что "химичат" только какие-то определенные производители, и так же нельзя сказать, что импортная продукция — это хорошо, а российская — это плохо (и наоборот). Важно, как поставлен контроль над производством, какой поставщик, какой продавец. Конечный результат того, что будет в баночке, складывается из множества факторов. Вплоть до качества воды, на основе которой идет "замес", температуры в цехе, чистоты в магазине, времени на таможне. И прочее...

"Необходимо также иметь в виду такой фактор, как индивидуальная непереносимость к какому-то ингредиенту, - говорит эксперт. - Например, один и тот же лак на разных ногтях "носится" по-разному: у кого-то слезает на следующий день, а у кого-то сохраняется неделю. И в данном случае это зависит не от качества лака, а от толщины ногтевой пластины: чем она толще — тем лучше держится лак. А недовольная покупательница может прибежать в магазин и нажаловаться на плохой, якобы, товар".

Несколько лет назад в Петербурге был шокирующий случай, свидетелем которому был корреспондент "Росбалта": некая дама обратилась в Общество защиты прав потребителей и Роспотребнадзор с жалобой на качество краски для волос одной очень известной марки. Дама хотела стать блондинкой, а получила... ярко-зеленую прическу. А потом волосы и вовсе стали вылезать. Краску протестировали, никаких нарушений не нашли. Потом выяснилось, что дама зазеленела из-за совокупности ряда факторов: накануне она красила волосы еще чем-то, причем не смыла предыдущую краску, а при повторной окраске она нарушила требования в инструкции по использованию: держала намного дольше положенного, смывала не тем, чем надо, да еще в конце для надежности чем-то прополоснула.

Специалисты утверждают, что самой качественной бывает продукция первых серий выпуска:  производитель хочет укрепить позиции нового бренда на рынке и старается изо всех сил. Примечательно, что это касается не только косметики, но и многих других товаров.

"Нам часто жалуются, что вновь купленные любимые духи "уже не те", - говорит эксперт. - И часто это подтверждается. Вроде бы все составляющие идентичны, а малейшее отклонение — и запах уже не тот".

Больше всего жалоб поступает как раз на парфюм. Однако доказать это гораздо труднее, чем в любой другой товарной группе. Необходимо предъявить на экспертизу сам товар, образец для сравнения, оплатить экспертизу. Этот анализ тоже неоднозначен: если духи откровенно некачественны, это еще полбеды, поскольку это можно проверить и доказать. А вот такой момент как "иной запах" - дело субъективное: запахи каждый, в том числе, и эксперты, воспринимает по-разному. К тому же продукт одного и того же наименования даже в разных партиях может отличаться. Не говоря уже о разных производителях.

Жалуются и на декоративную косметику — правда, гораздо реже, чем на парфюмерию. В основном недовольство вызывают неприятные запахи, констистенция.

Эксперты утверждают, что в основном это связано с неправильным хранением продукта. "Например, в залежавшейся губной помаде начинаются процессы окисления, изменяется так называемое кислотно-карбонильное число, - говорит Валентина Кондрашова. - А продавцы товар все равно хотят продать, переклеивают этикетки".

При этом все-таки в магазине найти откровенно ядовитую парфюмерию или косметику достаточно трудно. Количество забраковок составляет около 5%. Однако точно гарантировать, что все оставшиеся 95% - это именно то, что хочет покупатель, — тоже нельзя.

"Наша техническая документация очень сильно отстает от мировых тенденций, - считают эксперты. - Индустрия не стоит на месте, постоянно появляется что-то новое, а мы попросту даже не знаем, как это проверять, к какому ГОСТу или к каким СанПин это отнести. Приходится притягивать едва ли не за уши. К тому же появляются совсем новые продукты, которые не подходят ни под один российский стандарт. И мы не знаем, что с ними делать. Мы просто не успеваем за рынком".

В таком случае логично было бы предположить, что отечественная косметика более адаптирована к нашим условиям контроля, а потому более качественна. Но и об этом однозначно сказать нельзя: опять же все зависит от производителя. При этом эксперты не скрывают, что чудес ожидать нельзя даже от самых раскрученных брендов: при том, что принцип создания продукта в принципе одинаков, очевидно, что покупатель просто переплачивает за бренд, упаковку и за рекламу, в то время как рядом на полке лежит точно такой же продукт, только не разрекламированный.

"Неужели вы думаете, что купив крем за 3 тысячи, вы тут же омолодитесь и морщины пропадут? - улыбается Валентина Кондрашова. - Рядом лежит крем за 30 рублей, а сделаны они из одного сырья. Единственный важный момент в этом: надежда, что у известного производителя меньше разгильдяйства. А все остальное одинаково".

Марина Бойцова

 

Источник:  МОСКВА-ИНФО.org

 








 

Спонсоры:



Предоставленная информация содержит ознакомительный характер.