Постановления

Сертификация

Метрология

Стандартизация

Обмен опытом

Нормативные документы



Образование в России не кореллирует с рынком труда

Страна юристов и экономистов

В смутные девяностые годы Россия поддалась всеобщей демократизации, экономизации и юридизации. В стране был хаос и разброд, а «наверху» сформировалось мнение, мол стране нужны молодые и перспективные экономисты, которые будут управлять наспех «прихватизированным» имуществом, а также нужны юристы, которые грамотно объяснят любому, что имущество было «прихватизированно» на вполне законных основаниях.



Молодежь ринулась в ВУЗы. Да, надо сказать, что ВУЗы в России, прежде именуемые институтами, повально начали переименовываться в Академии и Университеты. Но, как говорили на Востоке – «можно тысячу раз сказать «халва», но во рту слаще не станет». Школы переименовывались в колледжи и гимназии, а про техникумы и ПТУ, в порыве рыночного «затмения мозгов» и вовсе забыли. «Умные» президенты, их вице- и прочие прихлебатели, сотнями трущиеся у «кормушки», совсем забыли, что экономика формируется не принципом «купил на Западе ненужные отбросы за рубль, продал за три, а вот на эти три прОцента и живу», а созданием товаров, технологий, вобщем силой рабочих рук.

Меньше чем за двадцать лет в стране полностью исчез рабочий класс. Да и кому они нужны были тогда? Тогда пели сладкие песни про рыночную экономику, экономическое чудо. Но никто не задумывался о том что основа экономики, это не деривативы, акции и прочие «ценные» бумаги, а реальные товары, произведенные руками людей.

И вот настал 2010 год….

Куда делись рабочие?

В одном из своих высказываний, не далее как в прошлом году, крупный чиновник высокого ранга осторожно отметил, что в России переизбыток юристов и экономистов, а вот токарей, фрезеровщиков и сварщиков катастрофически не хватает. Газетчики тут же подхватили эту мысль и понеслась волна! Вроде бы даже как-бы вышло некое «указание» о том, что пора сократить в ВУЗах набор и обучение юристов и экономистов. У нас их и так переизбыток.

Многие крупные компании приезжают с далеких «северов» в среднюю полосу России и устраивают набор на работу тех же сварщиков. Обещают фантастические зарплаты до 100 тысяч рублей, обучение за свой счет, проживание и соц. гарантии. В крупных производственных компаниях давно поняли, что никакой лощеный мальчик в дорогущем костюме и с чемоданом из крокодиловой кожи, устроившийся по звонку папы-министра на должность финансового директора никогда не принесет предприятию столько денег, сколько принесет ему простой вятский «ваня», умеющий тыкать электродом в металл до появления огненных брызг.

Система профессионального технического образования в России была разрушена. Случайность это, или «помощь» наших западных «друзей», устраивающих вокруг России свои «оранжевые» революции, сейчас сказать трудно. Но факт остается фактом – квалифицированных рабочих, владеющих специальностью токаря, сварщика, или фрезеровщика в стране не сыскать днем с огнем.

Что творится на «юридическо-экономистском» рынке труда?

Высшее образование всегда было в цене. В 2011 году в ВУЗы собрались поступать около 65% выпускников средней школы. При этом, в техникумы собираются поступать всего лишь 11% выпускников. Как выяснилось, предложение от массы окончивших ВУЗ по специальности "юрист-экономист" раз в 7 превышает потребность в этих специалистах на рынке труда. В от рабочие, простые рабочие на рынке труда просто нарасхват. Если бы разрыв выражался только количественно, это было бы пол-беды. Но разрыв выражается еще и качественно. Уровень подготовки специалистов в ВУЗах и школах резко сократился. Возьмите любого школьника лет 15, который вам и сайт сверстает и скрипт напишет и небольшую программу «сваяет». Много ли таких преподавателей в ВУЗах (не говоря о школах), которые способны потягаться с этим школьником? И здесь опять надо сказать «спасибо» нашему «мудрому» государству, которое просто «не жалеет сил и средств» на зарплату учителей и преподавателей ВУЗов.

Потенциальные работодатели сетуют по поводу подготовки выпускников ВУЗа. Ведь, практически, их ничему нужному не учат. Весь опыт они приобретают на работе, методом проб и ошибок. А вот работодатель хочет заполучить готового специалиста, которому не надо объяснять чем отличается счет-фактура от расходной накладной и почему «валюта баланса» не тождественна валюте в обменном пункте.

Конечно ситуацию спасают корпоративные тренинги, которые устраивают работодатели за свой счет. Но тут тоже есть одна больная тема. Слишком обученный специалист, может уйти на более высокооплачиваемую работу. Многие работодатели подписывают контракт, в котором оговаривается, что сотрудник, прошедший корпоративные тренинги и уволившийся ранее оговоренного срока, оплачивает эти тренинги самостоятельно.

А как учат на Западе?

Обучение в ВУЗах Западной школы коренным образом отличается от нашей. Если у нас студент проводит на лекциях по сорок часов в неделю, то западный студент – не более десяти. Если наш после лекций бежит домой и забросив сумку слекциями, спешит «замахнуть пивка», то западный – до поздна сидит в библиотеке, находя нужные ответы на поставленные вопросы.

Вобщем, западная модель образования направлена на развитие личности. Главное, чтобы студент стал инициативным, самостоятельным и ответственным. Если наши студенты в основном отчитываются рефератами, т.е. простейшим переписыванием общеизвестных фраз, то западные готовят эссе, т.е. выражают свою точку зрения на тот или иной вопрос.

Однако, как бы красиво не звучала западная модель, наша не хуже. Просто она – другая. И из наших ребят получаются отличные специалисты. Правда, эти специалисты почему-то уезжают работать на Запад…..


 








 

Спонсоры:



Предоставленная информация содержит ознакомительный характер.