Постановления

Сертификация

Метрология

Стандартизация

Обмен опытом

Нормативные документы



Равнение на лесную промышленность

Как известно, современная система лесопользования подверглась реформированию: было принято решение отказаться от проведения конкурсов и перейти на систему аукционов с тем, чтобы единственным критерием выявления победителя стали платежи в бюджет. Одновременно был произведен отказ от учета социальных обязательств и экологических показателей лесопользования. В существующие нормативные акты были внесены изменения, запрещающие выставлять при осуществлении подобных закупок какие-либо требования, кроме цены.

В настоящее время стоят две основные задачи: формирования социальной ответственности и разработка параметров ее оценки при проведении закупок, а также формировании экологически чувствительных рынков. Последняя задача преследует цель недопущения попадания на рынок лесных материалов продукции компаний, сознательно снижающих цены за счет скупки, часто заведомо незаконно заготовленного леса и других биологических ресурсов, а также использующих заведомо устаревшие технологии в области защиты экологии и энергоэффективности.

Только в 2008 году государственные закупки составляли 26-28% годового бюджета, как на федеральном, так и на региональном (без учета муниципальных) уровнях. Это крайне важная и привлекательная область на рынке страны, поэтому появление единых для всех участников требований показателей энергоэффективности и экологической ответственности способно стать толчком к развитию экологизации развития страны и модернизации экономики.

Одним из способов повышения экологической эффективности экономики России может стать введение норм о приобретении товаров, соответствующих повышенным стандартам экологической ответственности, подтвержденных сертификатами добровольных международных организаций. Мировой опыт развитых стран, таких как США, Япония, Канада и других, свидетельствует о том, что введение подобных требований в законодательство о госзакупках обеспечивает снижение воздействия человека на окружающую среду, а также противодействует обороту ресурсов нелегального происхождения. Например, требования американского законодательства «Revised Lacey Act», принятые в 2008-2009 годах, направлены на исключение из оборота экономики страны нелегально заготовленной древесины, как отечественного, так и зарубежного производства.

Сегодня российское законодательство не содержит эффективных механизмов по обеспечению экологически ответственных товаров, нет механизмов обеспечения законного происхождения древесины для целей государственных закупок. Однако такое подтверждение может быть произведено в добровольных негосударственных системах сертификаций, популярных в мире. В России, в области лесопользования легальность происхождения древесины и устойчивость природопользования подтверждаются внешним аудитором - третьей, независимой стороной.

Добровольная сертификация по схеме «Forest Stewardship Council» или Лесного попечительского совета – это основной способ подтверждения получения сырья по закону. Успех развития добровольной сертификации FSC в России заключается в противодействии коррупционному процессу экологизации и достижению максимальной прозрачности при сделке. Положительный пример должен распространится и на другие области экономики. Одновременно необходимо следить за тем, чтобы инструмент добровольной сертификации не превратился в незаконный налог или административный барьер.



 








 

Спонсоры:



Предоставленная информация содержит ознакомительный характер.