Постановления

Сертификация

Метрология

Стандартизация

Обмен опытом

Нормативные документы

Внедрение систем менеджемента качества в мед. учреждениях Ханты-Мансийского Автономного округа

 Стандарты ИСО серии 9000 на системы менеджмента качества (СМК) более двадцати лет применяются организациями самых разных отраслей экономики для подтверждения способности постоянного удовлетворения требований потребителей. Внедренные на их основе системы поддерживают репутацию организаций в условиях конкурентной среды, создают базу для постоянного развития и совершенствования.

Спектр организаций, менеджмент которых построен в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001, неуклонно расширяется. В последние годы стандарты на СМК востребованы не только промышленными предприятиями, но и учреждениями здравоохранения, образования и других отраслей.
Как показывает практика, учреждения здравоохранения используют внедрение стандартов ИСО 9000 для привлечения внимания страховых компаний, оптимизации своей работы, повышения доверия со стороны пациентов, что имеет особое значение в условиях кризиса.

В настоящее время сертифицированные СМК отечественных учреждений здравоохранения немногочисленны, но интерес к этой работе постоянно растет. При сложившейся в России структуре управления здравоохранением исключительно важная роль в организации работы по внедрению этих систем принадлежит региональным органам управления.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югра совершенствование управления качеством медицинской помощи стало приоритетным направлением деятельности Департамента здравоохранения округа. Уже весной 2008 года этот вопрос был включен в повестку дня коллегии департамента. Для выступления с докладом по тематике внедрения СМК был приглашен генеральный директор ОАО «ВНИИС» ВТ. Версан. К этому времени институт в содружестве с Тюменским центром стандартизации и метрологии провел ряд семинаров по стандартам ИСО 9000 в учреждениях здравоохранения округа. В результате поддержки этой деятельности со стороны департамента в работу по созданию СМК включились многие учреждения здравоохранения Ханты-Мансийска, Сургута, Нижневартовска, Когалыма и других городов округа. (В публикуемой ниже статье рассказано о внедрении системы менеджмента качества в Нижневартовском психоневрологическом диспансере.)

Стремление внедрить и сертифицировать СМК на соответствие требованиям ИСО 9001 неизбежно привело к пониманию руководителями медицинских учреждений и их коллективами того, что представляет собой эта система, кто ее должен разрабатывать и каким образом, что это дает учреждению, каких требует затрат и т.д.

Как консультирующая организация ВНИИС использовал в своей работе как стандарты и методические материалы ИСО, включая документ IWA-1 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению процессов в организациях здравоохранения», так и собственные разработки.
К настоящему времени в учреждениях здравоохранения, вступивших на путь создания и внедрения прогрессивных технологий управления на основе стандартов ИСО 9000, определены политика и цели в области качества медицинских услуг, обучены разработчики документированных процессов и процедур, созданы сами документированные процедуры.

Однако разработка документов СМК - далеко не главная часть работы. В учреждениях здравоохранения и без стандарта ИСО 9001 действует множество документов разного уровня, а уж объем записей, которые делают врачи, знаком каждому пациенту. Так что в части документированное™ менеджмента ИСО 9001 добавляет в практику учреждений немного.

В процессе взаимодействия с медицинскими учреждениями округа ВНИИС выработал определенные типовые решения, которые он с небольшими уточнениями по результатам анализа существующей системы предоставляет каждой организации здравоохранения, внедряющей СМК. Основная тяжесть приходится на практическую работу по совершенствованию процессов: тщательное определение требований к их входам и выходам, распределение и уточнение ответственности и полномочий, выявление точек взаимодействия. Ведь даже уникально сделанная операция не приведет к желаемому результату без соответствующего качества взаимосвязанных лечебно-диагностических процессов. Начиная с госпитализации в приемном отделении (своевременность лечебно-диагностических мероприятий, полнота собранных сведений о заболевании, опыт и профессионализм врача приемного отделения и т.д.), формируется качество конечного результата медицинской помощи. Улучшение работы отдельных элементов системы процессов, часто не требующее значительных ресурсов, может значительно повысить ее эффективность в целом.

Опыт показал, что наиболее эффективно работа над процессами осуществляется в рамках семинаров-тренингов в небольших группах специалистов, которые представляют разные подразделения медицинского учреждения, но участвуют в одном процессе. Построение алгоритма процесса и его анализ совместными усилиями позволяют выявить и наметить решение многих проблем. Это особенно важно потому, что в разработке документов СМК принимает участие ограниченный круг специалистов. А групповой метод позволяет вовлечь в работу над процессом непосредственных его участников.
Сейчас в разработку и внедрение СМК включаются все новые лечебные учреждения округа. Это позволяет применять групповой подход к консультационной работе: проводить семинары для специалистов не одного учреждения, а нескольких. При этом совмещение командировок для проведения консультаций позволяет существенно снизить затраты.

Первыми из участников этого проекта сертифицировали свои СМК Детская окружная клиническая больница г. Нижневартовска и Сургутская окружная клиническая больница. Многие медицинские учреждения стоят на пороге сертификации.
Однако сертификация не является конечной целью. Важнейший принцип и одновременно требование стандартов ИСО 9000 - постоянное улучшение деятельности.


 

   



  См. также:


Справочник по сертификации, стандартизации и метрологии



 

Спонсоры:



Предоставленная информация содержит ознакомительный характер.