Постановления

Сертификация

Метрология

Стандартизация

Обмен опытом

Нормативные документы

Пояснительная записка к закону «О стандартизации»

Предлагаемый проект федерального закона «О стандартизации» направлен на формирование правовых и организационных основ стандартизации в целях решения государственных задач:

— в экономической сфере: обеспечение единства и целостности экономического пространства Российской Федерации, повышение качества и конкурентоспособности российских продукции, работ и услуг, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках, стратегическое продвижение технологий, обеспечение рационального использования ресурсов, обеспечение государственных закупок, устранение технических барьеров в торговле;

— в социальной сфере: повышение качества жизни, уровня услуг, решение экологических проблем, обеспечение охраны труда, защита интересов потребителей, реализация национальных проектов;

— в сфере национальной безопасности: обеспечение обороноспособности и мобилизационной готовности, промышленной и экономической безопасности страны.

Законопроект создает правовую основу для решения задач, обеспечивающих эффективное применение инструментов стандартизации, путем разработки документов по стандартизации, создания систем и комплексов стандартов, систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции, систем обеспечения качества продукции и управления производством, систем обеспечения единства измерений, систем поиска и передачи данных; создания доказательной базы выполнения требований технических регламентов, проведения работ по унификации.

Анализ правоприменительной практики в области стандартизации показал, что глава 3 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», посвященная стандартизации, имеет бессистемный, фрагментарный характер, а заложенные в ней цели и принципы стандартизации механически и не в полном объеме заимствованы из утратившего силу закона от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации», не учитывая роль и возможности стандартизации в современных условиях функционирования экономики и социальной сферы, а также проводимой государственной политики по международной интеграции страны в мировую экономику. Федеральный закон «О техническом регулировании» направлен на решение государственных задач только в правовом поле технического регулирования, где национальные стандарты и (или) своды правил обеспечивают соблюдение требований технических регламентов на добровольной основе.

Зарубежный опыт правового регулирования стандартизации на национальном уровне показывает, что большинство стран имеют в своем законодательстве отдельные законы о стандартизации (Австрия, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Израиль, Китай, Республика Корея, Мексика, Новая Зеландия, Япония, Армения, Беларусь, Молдова, Украина и др.), законы о создании и правовом статусе национальной организации по стандартизации (Франция, США, ФРГ, Великобритания), договоры (меморандумы о взаимопонимании) между правительствами и национальными организациями по стандартизации (ФРГ, Великобритания, Франция). В связи с этим очевидным становится необходимость разработки в Российской Федерации базового Федерального закона «О стандартизации».

Законопроект формирует стандартизацию как систему правовых отношений между всеми субъектами — участниками работ в области стандартизации, определяя статус и роль стандартизации как ключевого фактора поддержки государственной социально-экономической политики и эффективного инструмента обеспечения конкурентоспособности отечественной промышленности.

Определены объекты стандартизации, заложены принципы проведения работ в области стандартизации, основными из которых являются: открытость, прозрачность и планирование работ, достижение при разработке и принятии стандартов консенсуса всех заинтересованных сторон, недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации.

Раскрывается терминологическая база, расширяющая понятийный аппарат в области стандартизации. Введены термины «международные», «региональные» и «межгосударственные» стандарты, которые широко применяются, но определения которых не были закреплены на законодательном уровне. Дополнительно также включены определения терминов «отраслевые стандарты», «стандарты саморегулируемых организаций», «предварительные стандарты», «национальная справочная служба стандартизации», «государственный военный стандарт».


 



  См. также:


Справочник по сертификации, стандартизации и метрологии



 

Спонсоры:



Предоставленная информация содержит ознакомительный характер.